Старостин О.А. Мотив смерти в развитии телесности и в телесно-ориентированной психотерапии.

Мотив смерти в развитии телесности и в телесно-ориентированной психотерапии.

Лишь перед лицом смерти по-настоящему осознается ценность жизни, ценность того, чему человек не придает значения в погоне за «лучшей жизнью», но что обнаруживается в предельный момент жизни как подлинное бытие.

Человеческое тело – это особая точка пересечения внешнего мира с внутренним миром, в которой осуществляется не просто их соприкосновение, но и осмысление сосуществования.

Из психотерапевтической практики мы знаем, что телесность современного цивилизованного человека, в основном, выполняет ограждающую, или социально-защитную функцию. Причем, так, как он это понимает, с чем и связаны психосоматические заболевания, душевные расстройства и болезненная смерть.

Телесность, наряду с функцией обозначения индивидуальных границ человека, обеспечивает безболезненное разъединение души и тела в момент смерти, выполняя, таким образом, триединую функцию: 1) выполняет охранительную и поддерживающую функции в адаптационных процессах; 2) позволяет человеку в той или иной степени «резонировать» с миром и духовно совершенствоваться; 3) обеспечивает безболезненное разъединение души и тела в момент смерти.

Считается, что мотив смерти в жизни человека появляется уже в момент зачатия – «гибель» сперматозоида в яйцеклетке. В начале развития жизни лежит смерть, смысл которой — жизнь.

Сравнение смысла и механизмов зачатия и последующего развития с механизмами и смыслом развития телесности человека позволяет обнаружить в обоих случаях мотив смерти как базовый паттерн её развития.

В последние десятилетия XX века  наступил новый этап в исследованиях этого телесности: стало принято считать, что телесность не вполне идентична телу, что она «шире» и «больше» тела, по образному выражению В.А. Подороги, избыток тела, к тому, во что оно (физическое тело) простирается в пространстве, становясь материей исполненного желания и телесно-метафорически выражает не только психологические (душевные) проблемы человека, но и отражает уровень его духовного развития.

В истории философии можно выделить четыре основных типологических подхода к проблеме человеческой телесности.

Первый подход связан с представлением о первичности тела по отношению к душе, то есть тело служит фундаментом человеческой психики. Такой подход наиболее полно представлен в трудах 3. Фрейда и его последователей.

Вторая группа исследователей отстаивает примат души по отношению к телу. При этом тело рассматривается как простое вместилище духа, которое «облагораживает» тело и позволяет человеку отличаться от животных. Элементы такого подхода можно выявить в философских работах М. Шелера.

Третий подход к проблеме телесности связан с представлением о дуализме души и тела, который наиболее ярко прослеживается в трудах Спинозы.

Наконец, последняя группа учёных утверждает, что и тело и душа не обладают статусом полной суверенности, первичности или автономности. Тело одухотворено, а душа телесна. Иначе, тело и душа – это взаимосвязанные начала единого человеческого существа, единой человеческой целостности.

Анализируя сущность человеческого тела, М. Мерло-Понти рассматривает его не как объективную вещь, не как внешнюю реальность, а как особый чувственно-смысловой феномен, который в христианстве именовали плотью. Человеческая плоть – это сложный природно-культурный феномен, чувственно-смысловая материальная оболочка человека, благодаря которой осуществляются рефлексия и ментальность путём предания всему временности и пространственной ориентации. Плоть позволяет человеку воспринимать мир и переживать эту вовлечённость как своё теперешнее бытие. В.А. Подорога пишет: «Субъективность, или то, что мы иногда называем суверенностью человеческой личности, появляется из множества следов, оставленных на человеческих телах». «Каждая мышечная судорога содержит историю и смысл своего возникновения» (В. Райх).

«Тело» означает физический объект, не несущий субъективности и лишенный духовности, а «телесность» – одухотворенное тело. Человеческая телесность является процессом онтогенетического, (личностного, исторического) развития, и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие человеческого существования. В русском языке помимо слова «тело», определяющего безжизненную материю, существовало другое слово – «тель», ныне вышедшее из активного употребления и обозначавшее живого, чувствующего человека. В немецком языке  мы также встречаем два этих слова: одно из них обозначает физическое тело, которое «имеют» («Korper»), а другое – динамическую форму, через которую человек «являет себя» («Leib») (Зинченко В.П., Леви Т.С., 2005). Leib-модель легла в основу целостного психотерапевтического подхода немецкого психотерапевта Удо Баера и его коллег.

Таким образом, «телесность», или «тельность» (плоть, живое, одухотворенное, динамическое тело, тель) формирует единое пространство, позволяющее изучать в естественной целостности природные, психологические и социокультурные манифестации человеческой сущности (Цветус-Сальхова Т.Э., 2010).

 

Методики телесно-ориентированной (соматоцентрированной) психотерапии направлены на работу с телесными эквивалентами эмоций, связаными с инфантильными реакциями, относящимися к наиболее раннему периоду психического развития. Поэтому глубина возрастной регрессии в ходе телесно-психотерапевтических сеансов по сравнению с другими методами психотерапии является наибольшей (Krens I., 1999). Именно телесная психотерапия и позволяет осуществлять коррекцию на самых глубинных слоях психики. Сюда относятся в первую очередь такие уровни организации личности, как уровень идентичности и духовности (по Г. Бейтсону). Здесь сближаются психотерапевтический и духовно-религиозный подходы к психологической помощи (по Сандомирскому).

Телесность в телесноориентированой психотерапии проявляет себя как: 1) особый «продуктом» взаимодействия тела и духа; 2) видимая и переживаемая часть души, 3) которая формируется с момента зачатия до смерти; 4) механизмы образования и «состав» её чрезвычайно сложны; 5) все составляющие части телесности соответствуют друг другу (конгруэнтны) и «прорастают» друг в друга; 5)телесность (в целом и в частностях) выражает систему смыслов человека, в основе которой — отношение к смерти и жизни.