Чебанов С.В. Взаимодействие со смертью как творчество.

В основе развиваемого взгляда положено представление о тетраде базовых для данной области категорий «жизнь – смерть – организм – труп». При этом нарастание наполненностью смертью ведет к частичному отруплению, которое переходя через определенный порог завершается тотальным трупообразованием.
Творчество же трактуется как целенаправленное (а иногда и целеустремленное, а то и связанное с целеполаганием) создание нового, которое всегда непредсказуемо. Творчество является бледным подобием Творения. Творчество может присутствовать в самых разных модусах – он полной пассивности с сохранением остаточных следов творческого начала до активной целеполагающей творческой деятельности. В данной работе рассматриваются разные модусы творческого отношения к смерти. Тогда можно выделить, по крайней мере, следующие модусы отношения к смерти.
- Нейтральное функционально-утилитарное, отстраненное от творчества отношение к смерти, которое может быть связано с ментальной неполноценностью, нравственным индифферентизмом, аномальной суетностью, чрезмерным меркантилизмом и т.д.
- Боязливо-шаблонное отношение к смерти, при котором творчество присутствует в создании механизмов психологической защиты и заполнении существования повседневной деятельностью, позволяющими отодвинуть от себя понимание смертности как самого себя, так и своих близких.
- Бахвалисто-безрассудная творческая игра со смертью, позволяющая не видеть её в упор.
- Обеспечиваемое творческими импульсами сознательное или несознательное «нарывание» на источники смерти (аутодеструктивное поведение).
- Целенаправленная инновационная (как имитирующая творчество) деятельность, направленная на исключение всего непредсказуемого (как спонтанности жизни, так и непредсказуемости смерти) из ежедневного функционирования организма (феномен «живого трупа»).
- Творчество, направленное на поиск способов противостоять смерти в самых разных аспектах (телесно-физическому дряхлению, психической инертности, поведенческой шаблонности и т.д.), что при определенных обстоятельствах может обернуться маниакально-имитационным уклонением от соприкосновения со смертью (с избеганием соприкосновения со старыми вещами, разговоров о смерти, посещения похорон и поминок и т.д.).
- Творчество, направленное на подготовку желаемого конца земной жизни, включая обстоятельства, место и время кончины, подготовку исключения из опосредованного телом общения с близкими, составления завещания, планирования похоронных церемоний и т.д. Практически-разумное и даже духовно-зрелое отношение к смерти при этом может легко обернуться театрально-демонстративным фантазированием или более тонкими вариантами прелести, когда художество оборачивается впадением в искушение – искусством.
- Творческое осознание природы смерти, включая рефлексию припоминания (в понимании Платона), личного и чужого опыта переживания измененных состояний сознания, клинической смерти, трансперсональных переживаний и т.д., т.е. всего спектра предельного и запредельного неэмпирического опыта.
- Творчество, связанное с преодолением аффектации (паники, истерик, нестерпимых страданий) при окончании земной жизни, что может препятствовать тому, чтобы сам уход был источником дисгармонии.
- Творческая (в том числе, аскетическая) подготовка к жизни за пределами тела.
- Творчество по организации трансляции опыта взаимодействия со смертью.
- Творчество, связанное с влечением к смерти. Инфернальность.
Некрофилия. Танотофилия. Тафофилия. Бизнес на погребальных аксессуарах.
-Творчество в изучении смерти и трупов.
Патанатомия. Тафономия. Палеонтология. Археология. Музейное дело. Некрополистика.
- Творчество в некрофилических областях деятельности.
Библиофилия. Архивистика. Антиквариат. Юриспруденция. Язык в мумифицированном состоянии.

Смертию смерть поправ!
Смертию смерть поправ?

- Синдром навязчивой чистоты. Асептика как убийство. Творчество в асептике.
- Лечебная деятельность, смерть и убийство. Парциальное трупообразование в хирургии.
- Убийство при питании вторичных консументов. Забой животных. Охота.
- Палач и его творчество.
- Военное творчество.
- Творчество в разработке оружия. Убойность оружия.

При потенциальном богатстве сферы творчества, соприкасающегося со смертью, в новоевропейской культуре, последняя, концентрируясь на проблемах начала существования чего-либо (в том числе, зачатия и рождения), характеризуется наличием множества дисфункций и лакун в отношении окончания того же самого (в частности, земной жизни человека). В связи с этим рассматриваемая область крайне важна для освоения в ситуации глобального антропологического кризиса.